Терней
Праздник Победы, весны, туризма и спорта Версия для печати
Написал Administrator
05.06.2015
В «Вестнике Тернея» (в №№ 37, 38) в статье «Кема принимает гостей», наш корреспондент рассказала читателям о том, как на реке Кеме с 8 по 11 мая состоялся ежегодный чемпионат Дальневосточного федерального округа по туристическому водному многоборью «Кема-ралли-2015». Сегодня, о самом сплаве по Кеме на рафте, и для того чтобы заинтересовать молодёжь и привлечь её в водный спорт, рассказывает Константин Максимович Дарменов, руководитель Тернейского рафт-клуба.
Втиснувшись вместе со всем походным скарбом в  небольшой «дедовский»  джип-юниорчик, мы, вместе с Надеждой  Лабецкой, корреспондентом  нашего «Вестника», двинулись в путь. Пяток минут  помолчали. Походники всегда сначала молчат. Я давно знаю почему. Потому, что первая фраза на маршруте, это, обычно: «Ребята, а знаете, что мы забыли?!». Но мы же опытные и мудрые туристы  и, хотя бы в уме, все вещи были аккуратно собраны и уложены.
А наша дорога сквозь зазеленевшую весеннюю приморскую тайгу, с ярко-белыми пятнами распустившейся черемухи, в тот майский  предпраздничный день вела нас к берегам реки Кемы. Путь по тернейским меркам, не далёкий, около  девяноста пяти километров. И я под ровный звук движка вспоминал  и, наверное, уже в который раз пересказывал Надежде предшествующие события. А говорил я о водном туризме, нашем самодеятельном Тернейском  рафт-клубе, о сплавах по местным рекам, об  интересных людях, ходивших вместе со мной на водные маршруты. А также о Кеме, как о главном водно-спортивном ресурсе дальневосточного региона, о рафтах, катамаранах и каяках. Ещё о «Кема-Ралли», ежегодных соревнованиях по водному туризму, о тернейской молодёжи, которую не можем подтянуть в свой круг и о людях, которые нам помогают! И о главной цели и смысле нашей поездки. А цель простая и ясная – в  день 70-летия Победы, в великий праздник  российского народа, совершить тернейским экипажем рафт-клуба экстремальный  рафт-сплав по категорийному участку реки Кемы под управлением мастеров-водников и  посвятить этот смелый маршрут нашим дорогим ветеранам Победы!
На мосту через Белимбу (Таёжную), нас догнал  большой и тяжело гружённый «Ниссан-Спорт». В его багаже лежит и наш тернейский рафт. В моего «горбунка» плот бы вообще не поместился! Это Дима Смирнов, мастер-шестёрочник из владивостокского «Монолита». Правда, на «мастера» он, да и другие «категорийщики» обижаются! Слышал, как зовут его уважительно «граф». Наверное, за его водный опыт и заслуги. А главное, он один из первых, кто откликнулся на наш  призыв совершить рафт – сплав и даже загрузил в Тернее и привёз на Кему (и обратно)  наш довольно увесистый «корабль». Дима прибыл со всей семьёй, женой и дочерью. И даже с маленькой дружелюбной собачкой. Перекинувшись с ним парой слов насчёт тернейской дороги с острой прошлогодней щебёнкой и, решив поэкономить резину и бензин за счёт спокойной езды, двинулись дальше через перевал Таёжный и реки Секунжу и Такунжу на порог «Горелый», к месту проведения соревнований.
В спортивном празднике соревновались экипажи катамаранов и каякеров. Сплав на рафте идёт вне зачёта. Поэтому мы благодарны всем спортсменам-водникам Приморья и Хабаровска, которые отозвались на нашу идею. Чем смогли, помогли и даже вошли в наш экипаж! Это Дмитрий Смирнов, Кирилл и Сергей Поляковы (турклуб «Монолит», Владивосток),  Валерий Самохин (турклуб «Грань», Хабаровск) и член его команды, Александр Попов (Хабаровск). А вообще, я так думаю, наоборот, в конечном итоге, это мы вошли в их экипаж! Тернейцы были далеко не одни, и желающих пойти на рафте хватало. И было здорово!
Мы же прибыли на Горелый не только для  приобретения опыта экстремальных сплавов, но и побывать на Победном  празднике туризма, спорта и воды, пообщаться с новыми людьми, подружиться, завязать так нам нужные сейчас контакты с водниками. А также показать, что в Тернее тоже есть неравнодушный  к идее водного туризма народ! Думаю, получилось. И сплав, и участие в культурной программе, и просто отдых под гитару у костра! Побывали на «Кемском мемориале». И активно поболели за приморцев. Точнее, болели за всех! Наблюдать за такими экстремальными соревнованиями – большое удовольствие.
Скажу по  нашей тернейской команде. Кроме меня (и Надежды), на сплав прибыли  рафтклубовцы Евгения Хоботнева, Анна Мухачёва, Евгений Табалыкин. Все работники Сихотэ-Алинского заповедника. Так повелось, что в  САБЗе (Сихоте-Алинском биосферном заповеднике) сейчас самые продвинутые по этой теме люди. Они имеют опыт водных походов по местным рекам. Слов нет, ребята молодцы! Прошли категорийную Кему! Пессимистов успокоим – нам медалей и разрядов не надо! Мы просто сделали всё, что хотели. И, впрочем, особенно не рисковали. Главное  условие  рафт-сплава – это оценка профессионалами состояния воды и наличие в экипаже опытных водников, неоднократно проходивших «категорийные» препятствия Кемы. Всё так и сложилось! Правда, по словам «мастеров», уровень нынешней майской воды на Кеме закрыл все метки прошлых годов! Вода была даже очень «белая»! Кема (верхняя часть, до Секунжи) числится у водников третьей категорией сложности с элементами пятой. Но, на мой взгляд, сильная вода сровняла всё до «четвёрки»! Иногда долбило так, что ноги выскальзывали из локеров (петли для ног), и рафт становился почти вертикально! Но «мастера» дело знают! А наше, «веслоухое» дело – чётко выполнять их команды!
Первый проход был до открытия соревнований на участке Кемский мост-Горелый утром 9 мая. Маршрут пролетел как на духу! Моё ощущение  в тот момент… Несколько раз пытался подобрать слова, но понял, это можно только прочувствовать лично! Помню, что только успел что-то крикнуть и даже свистнуть довольно бурно приветствующей нас со скал Горелого публике! Вечером 9 мая мы полным тернейским составом, совместно с командой «Горизонт» Валерия Самохина (турклуб «Грань») поучаствовали в самодеятельном концерте, посвящённом Дню Победы. Сказали добрые слова и при очень доброжелательной поддержке зрителей спели пару военных песен.
Организаторы всё предусмотрели. И яркую надувную сцену, свет,  микрофоны, музыкальный инструмент, салют и бани. Даже две. Потом, когда спортивные экипажи освободились, 10 мая вечером, был второй заезд: Горелый-Секунжа. В экипаже пошли оба «Евгеши» – Хоботнева и Табалыкин. Анюте не хватило гидрокостюма, и она занималась фотосъёмкой.
А мы с Надеждой уже уезжали в Терней. Со слов ребят, участок был ещё круче! Летели с порога высотой около  двух метров! Несколько раз причаливали для слива воды. Но прошли великолепно! Эмоций куча! И куча фото и видео материалов! Мой старенький компьютер просто поперхнулся и долго отдыхал, пережёвывая информацию.
Конечно, не всё так гладко получилось, как хотелось бы! Из-за отсутствия своей большегрузной машины тернейским ребятам пришлось договариваться и добираться на попутных. Правда, это тоже были водники, едущие на соревнования. Но пришлось оставить дома часть снаряжения и гидрокостюм. В мае кемская вода ещё холодная. Поэтому пришлось делиться снаряжением  по заездам. Отдельно хочу поблагодарить нашего «спецкора» – Надежду Ивановну Лабецкую, походницу, верный глаз, добрая душа! Пока мы сплавлялись и отдыхали, она на «Горелом» стала если не первым, то очень приближённым человеком к организаторам «Кема-Ралли-2015». И вникала во все  тонкости соревнований и походной жизни водников! Чтобы потом, более красочно рассказать языком профессионала тернейцам об этом таёжном, ярком празднике Победы, Весны, Белой воды, Туризма и Спорта!
Константин Дарменов
Фото Надежды Лабецкой, Евгении Хоботневой и Анны Мухачёвой.
Последнее обновление ( 05.06.2015 )